Цитаты Святых Отцов на каждый день

Серафим Саровский1, — прежде всего, должен иметь страх Божий, который есть начало премудрости [Притч. Страх Господень — твердыня души. Страх Господень приводит в порядок духовную мысль Никто из людей так не высок, как боящийся Господа. Кто боится Господа, тот подобен свету, указывающему многим путь спасения. И Сам Бог говорит: Токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих Ис. Кто достиг любви Божией, тот не желает уже снова пребывать здесь; потому что любовь сия уничтожает страх [1 Ин. Смрадное море между нами и мысленным раем можем переплыть только на ладье покаяния, на которой есть гребцы страха.

Каталог статей

Составленное монахом Раифским Даниилом, мужем честным и добродетельным Не могу сказать с достоверной точностью, в каком достопамятном граде родился и воспитывался сей великий муж до исшествия своего на подвиг брани; а какой град ныне покоит и нетленною пищею питает сего дивного, это мне известно. Он пребывает ныне в том граде, о котором говорит велегласный Павел, взывая: Но как сей вещественный достиг невещественных сил и совокупился с ними, это я постараюсь изъяснить по-возможности.

Будучи шестнадцати лет телесным возрастом, совершенством же разума тысячелетен, сей блаженный принес себя самого, как некую чистую и самопроизвольную жертву Великому Архиерею, и телом взошел на Синайскую, а душою на небесную гору; с тем, думаю, намерением, чтобы от видимого сего места иметь пользу и лучшее наставление к достижению невидимого. Умертвив себя таким образом, он имел в себе душу, как бы без разума и без воли, совершенно свободную и от естественного свойства; а еще удивительнее то, что, обладая внешнею мудростию, он обучался небесной простоте.

Ибо кичливость философии не совмещается со смирением.

Тот страх, который принято называть животным, и почему он так называется лишить душу жизни, не дать ему надругаться над образом Божиим в нас. Иоанну Лествичнику:"Умножение страха Божия есть начало любви".

Моя жизнь во Христе Не предпосылаю моему изданию предисловия: Все содержащееся в нем есть не иное что, как благодатное озарение души, которого я удостоился от Всепросвещающего Духа Божия в минуты глубокого к себе внимания и самоиспытания, особенно во время молитвы. Когда мог, я записывал благодатные мысли и чувства, и из этих записей многих годов составилась теперь книга. Содержание книги весьма разнообразно, как увидят читатели, если они будут.

Пусть они судят о содержании моего издания предисловие св. Иоанна Кронштадтского к прижизненному изданию. При размещении на других сайтах просим ставить ссылку на данную библиотеку. Сообщайте, пожалуйста, обо всех опечатках в текстах или неправильно работающих ссылках. Приглашаю желающих потрудиться к сотрудничеству, работа найдется для всех.

Кто служит своему чреву, и между тем хочет победить духа блуда: Когда чрево утесняется, тогда смиряется и сердце; если же оно упокоено пищею, то сердце возносится помыслами. Испытывай себя в первый час дня, в полдень, за час до принятия пищи, и узнаешь таким образом пользу поста.

Преподобный Иоанн Лествичник: Когда страх Господень приходит в сердце, то показывает ему все грехи его. Умножение страха Божия есть начало.

О рассуждении помыслов и страстей, и добродетелей. Рассуждение в новоначальных есть истинное познание своего устроение душевного; в средних оно есть умное чувство, которое непогрешительно различает истинно доброе от естественного, и от того, что противно доброму; в совершенных же рассуждение есть находящийся в них духовный разум, дарованный Божественным просвещением, который светильником своим может просвещать и то, что есть темного в душах других.

Или же, рассуждение в общем смысле в том состоит и познается, чтобы точно и верно постигать божественную волю во всякое время, во всяком месте и во всякой вещи. Оно находится в одних только чистых сердцем, телом и устами. Кто благочестно низложил первые три из главных страстей [87], тот низложил вместе и пять последних [88]; но кто нерадит о низложении первых, тот ни одной не победит.

Рассуждение есть совесть неоскверненная и чистое чувство [89]. Никто по неразумию своему да не впадет в неверие, видя или слыша в монашеской жизни бывающее выше естества; ибо где Бог, превысший естества, являет Свое присутствие, там много бывает вышеестественного. Все брани бесовские происходят от трех главных причин: Окаянен первый; всеокаянен второй; третий же - треблажен. Целию и правилом во всех случаях, да поставляем по Богу совесть нашу, и узнавши, откуда веют ветры, по ее указанию уже да распростираем и паруса.

Во всех деланиях, которыми стараемся угодить Богу, бесы выкапывают нам три ямы.

Поучение четвертое. О страхе Божием

О каком страхе это сказано? Страхе, который назван в Священном Писании началом премудрости. Это страх оскорбить Господа. Страх нарушить заповеди Его святые. Страх согрешить, потому что когда мы согрешаем, когда мы сознательно уходим от Господа, проявляем непослушание Господу, то тогда, конечно, нам есть чего бояться.

А Иоанн Лествичник говорит, что «умножение страха Божия есть начало любви» Любовь есть вершина лестницы, начало же ее — страх. И тогда .

По поводу страха следует сказать, что страх бывает от следующих причин: Максим Исповедник Главы о любви, сотн. Феофан Затворник Что есть духовная жизнь…, п. Страх может быть как постоянное чувство страха человека о себе или близких через мысли-предположения или через тревожные ощущения телесный трепет , может быть во время искушений и скорбей, а может быть от действия страстей.

Софроний Сахаров Старец Силуан: Ефрем Сирин Творения, ч. О таких страхах отцы говорят как о боязливости от маловерия и самости. Иоанн Лествичник Лествица, сл. Боязливость есть уклонение от веры, в ожидании нечаянных бед. Страх есть предвоображаемая беда; или иначе, страх есть трепетное чувство сердца, тревожимое и сетующее от представления неведомых злоключений. Страх есть лишение твердой надежды. Что показывает такой страх? Ефрем Сирин О страхе Божием и о последнем Суде: Также это может быть страх впечатлительного и малодушного человека, которого гонит враг и при котором может быть мания преследования.

Об ощущениях страха и тревоги.

Смерти боятся не только люди, а всё живое. Страх смерти — это естественное чувство, нужное в жизни природы. Животные, птицы, рыбы, насекомые стараются сохранить свою жизнь. Страх смерти есть желание жизни и помогает сохранить её; это чувство неизбежное, и всем нам, как это ни горько, придётся испытать его. Можно ли как-нибудь ослабить этот страх? Или хотя бы объяснить, потому что всё, что мы смогли понять и объяснить, делается менее страшным.

Преподобный Иоанн Лествичник советует самое сильное Страху Божию, в первую очередь, призваны учить своих детей родители.

Беседа первая Мы все, братие и сестры, особенно страдаем двумя основными недостатками. Первый заключается в том, что мы не умеем молиться, не учимся молиться, не работаем над нашею молитвой, не готовимся к ней всею нашей жизнью. Второй же наш недостаток — отсутствие того основного, что было у всех угодников Божиих, что и в Ветхом Завете у пророков, и в Новом Завете было непременным условием служения Богу — страха Божия.

У нас его нет совсем или почти нет, и теперь многим кажется, что он и вовсе не нужен. Мы слишком часто забываем, что Господь не только Спаситель, но и Судия, что не только милосерд Он, но и справедлив, и Святая Церковь не перестает напоминать нам о необходимости иметь страх Божий, она постоянно напоминает нам о нем через творения святых отцов, через молитвы и церковные песнопения. Когда вы входите в церковь, вспоминайте, дорогие мои, молитву, которую произносит диакон на ектении: Эта общая молитва , произносимая в начале ектении, служит основанием для следующих за ней частных прошений: Во время всенощного бдения мы поем: Этим говорится, что страх Божий нужен не для одних нас — новоначальных, но и для тех, которые не только шли, но и дошли, и удостоились Царствия Небесного.

Постоянное напоминание о страхе Божием относится не только к нам грешным и боящимся Страшного Суда, но и к святым: Для чего же нужен этот страх? Тем, кому это непонятно, надо вспомнить, что Христос, пришедши на землю, сказал:

О страхе Божием и лжи

Иоанна Лествичника Эта лествица самая многоступенчатая. В ней насчитывается до х ступеней, по числу лет земной жизни Спасителя. Иоанн Лествичник в основание своей лествицы полагает"отречение от мира". Это самый твердый камень, на который упирается лествица, на котором она стоит. Вершина Лествицы - любовь. Любовью Лествица достигает в смое небо.

Страх есть предвоображаемая беда, или иначе, страх есть трепетное чувство сердца, неведомых злоключений, - Преподобный Иоанн Лествичник. Итак, когда мы по этому действию узнаем пришествие Ангела Божия.

Если ты с другими или в общежитии проходишь подвиг добродетелей, то боязливость не очень будет на тебя нападать: Боязливость есть младенчественный нрав в старой тщеславной душе. Боязливость есть уклонение от веры, в ожидании нечаянных бед. Страх есть предвоображаемая беда; или иначе, страх есть трепетное чувство сердца, тревожимое и сетующее от представления неведомых злоключений. Страх есть лишение твердой надежды. Гордая душа есть раба страха; уповая на себя, она боится слабого звука тварей, и самых теней.

Плачущие и болезнующие о грехах своих не имеют страхований; а страшливые часто лишаются ума; и по справедливости.

Святые отцы о страхе Божием

Эти восемь главных страстей по учению преподобного Иоанна Лествичника служат удовлетворению греховных потребностей людей. По ней восходят люди. Господь протягивает к ним руки.

Священник, психиатр и психолог обсудят проявления страха и попробуют понять, как нам с ними жить.

Но мы сделались так сложны и лукавы, так чужды духовного разума, что нуждаемся в тщательнейшем руководстве и наставлении для правильного и благоугодного служения Богу. Весьма часто мы приступаем к служению Богу при посредстве такого способа, который противен установлению Божию, воспрещен Богом, который приносит душам нашим не пользу, а вред. Так некоторые, прочитав в Священном Писании, что любовь есть возвышеннейшая из добродетелей 1Кор.

Бог отвращается от этой жертвы нечистой. Он требует от человека любви, но любви истинной, духовной, святой, а не мечтательной, плотской, оскверненной гордостью и сладострастием. Бога невозможно иначе любить, как сердцем очищенным и освященным Божественною благодатию. Любовь к Богу есть дар Божий: Напротив того, та любовь, которая принадлежит к числу наших естественных свойств, находится в греховном повреждении, объемлющем весь род человеческий, все существо каждого человека, все свойства каждого человека.

Тщетно будем стремиться к служению Богу, к соединению с Богом этою любовью! Он свят и почивает в одних святых. Этот храм находится в горестном запустении: Преждевременное стремление к развитию в себе чувства любви к Богу уже есть самообольщение.

Преподобный Иоанн Лествичник (2)

О Боге и вере: Посвящай начатки дня твоего Господу; ибо кому прежде отдашь их, того они и будут. Иное есть промысл Божий; иное — Божия помощь; иное — хранение; иное — милость Божия; и иное — утешение. Промысл Божий простирается на всякую тварь.

Кто стяжал страх Божий, тот устранился лжи, имея в себе неподкупного . как из уст Божиих. Бедственно любопытствовать о глубине судеб Божиих;.

О страхах современного человека и страхе Божием. О природе страха и борьбе с ним. Во время Богослужения мы слышим такие слова: О каком страхе это сказано? Страхе, который назван в Священном Писании началом премудрости. Это страх оскорбить Господа. Страх нарушить заповеди Его святые. Страх согрешить, потому что когда мы согрешаем, когда мы сознательно уходим от Господа, проявляем непослушание Господу, то тогда, конечно, нам есть чего бояться.

св. Иоанн Лествичник. Лествица

Страх Божий Только что читал Добротолюбие, как раз главу о страхе Божьем. Сразу же посетили воспоминания о том, как неверно и превратно многие понимают это понятие. Публикую данный материал с целью прояснения данного вопроса естественно для тех, кто захочет обдумать и проанализировать слова подвижников во всём контексте произведения. Исходя из моего духовного опыта, я с ними согласен и нахожу подтверждение их слов в моей жизни и раздумиях по поводу веры и страха Божьего: Климент Александрийский - Страх - начало любви и потом в нее переходит.

Страх Божий, собственно, не боязнь Бога, а боязнь отпасть от Бога и впасть в грехи и страсти.

Убиение души есть умерщвление словесного ума, впадением в непотребные дела (страха Божия, совести и чувства духовного подавление смертными.

О союзе трех добродетелей, то есть о вере, надежде и любви. Ныне же, после всего сказанного, пребывают три сия, все связующие и содержащие: По моему разумению, вера подобна лучу, надежда - свету, а любовь - кругу солнца. Все же они составляют одно сияние и одну светлость. Первая все может творить и созидать; вторую милость Божия ограждает и делает непостыдною; а третья никогда не падает, не перестает от течения, и не дает опочить уязвленному ее блаженным упоением.

Кто хочет говорить о любви Божией, тот покушается говорить о Самом Боге; простирать же слово о Боге погрешительно и опасно для невнимательных. Слово о любви известно Ангелам; но и тем по мере их просвещения.

Св.Иоанн Златоуст.О страхе Божием. Читает Дыбунов Игорь Владимирович. 19.03.2016