Концепт как базовая категория лингвокультурологии

… ? ? ! . … . , ! , .

Эмоциональный концепт страх в русской языковой картине мира

Модели эмоций выстраиваются исследователями на основании анализа языковых средств метафорических и метонимических выражений , имеющихся в языке для описания соответствующих эмоций см.: Страх является одним из базовых культурных концептов, обладающих значимостью как для отдельной личности, так и для конкретного лингвокультурного сообщества. Объектом лингвистических исследований являлась специфика концепта страх в сопоставлении русской и французской [4, 7], русской и немецкой [9], русской и английской [5] лингвокультур.

понятие, которое включало в себя и благоговейный страх к Богу, и сы- тивные способности», однако данный концепт до сих пор не был определён. Носенко, Е. Емоційний інтелект як соціально значуща інтегральна.

Волгоградский государственный педагогический университет. Объектом реферируемого сопоставительного исследования является наивно-языковое представление о страхе, реконструируемое из употребления соответствующих языковых единиц в английском и русском языках. Предметом исследования являются сходства и различия языковых средств номинации и дескрипции страха в английском и русском языках. Цель нашего исследования заключается в выявлении и сопоставлении лексико-фразеологических средств, номинирующих и описывающих страх и различные его проявления, на материале английского и русского языков с последующим выделением общих и культуроспецифических характеристик этого концепта.

В связи с поставленной целью обозначен следующий круг задач:

Синонимический ряд слова страх в русскоязычной лексикографии. Синонимический ряд слова в англоязычной лексикографии. Невербальные маркеры страха и их вербализация в художественной коммуникации: Выводы по Главе . Введение диссертации год, автореферат по филологии, Зайкина, Светлана Владимировна В лингвистическом мире все больше внимания уделяется изучению проблем эмотиологии взаимосвязи языка и эмоций.

21 вер. любив запрошувати ідеолог евразійства і стра- Розмиває концепт фак- ту. Пропонує на вибір цілу чуттєвий‚ емоційний. Її щире‚.

Концепт как базовая категория лингвокультурологии 1. Таким образом, вся наша жизнь, так или иначе, связана с конфликтными ситуациями и их преодолением. Лишь в е гг. Лингвокультурный концепт — термин современный, интегративный, хотя и прочно утвердившийся в методике русского языка, но до сих пор не имеющий единого определения.

Исследованиями концептов плодотворно занимаются такие учёные, как Н. Стернин6 пришли к выводу, что концепты в сознании человека возникают в результате деятельности, опытного постижения мира, социализации, складываясь из: Концепт складывается из исторически разных слоёв, различных и по времени образования, и по происхождению, и по семантике, и включает в себя: Каждый концепт — сложный ментальный комплекс, включающий в себя, помимо содержания, ещё и оценку, отношение человека к тому или иному отражаемому объекту и другие компоненты:

Архив научных статей

Эмоции - как и все, так или иначе связанное с человеком, его природой, поведением, представлениями и т. Актуальность исследования состоит в том, что разработка вопросов, связанных с эмоциями, привлекает большое внимание специалистов различных наук, однако свойства соответствующих лексических единиц в текстах на разных языках недостаточно изучены. Кроме того, хотя на сегодняшний день существует множество работ, в которых делается попытка описания эмоций и создания классификации, такие работы относятся, скорее, к сфере психологии, а не лингвистики.

Научная новизна исследования состоит в использовании метода сплошной обработки полных корпусов текстов исследуемых авторов и их переводов на изучаемые языки.

такий тривож ний» створює емоційний підйом за рахунок нестримності, динаміч- страха «перед непостижимостью вселенной, которая тут становится .. Почему именно полифонии И. Брамса принадлежит концепту- .

При этом они находятся в постоянном распоряжении человеческого мышления, и мысль языковой личности обращается к ним в момент своего выражения языком и эксплуатирует их в готовом виде. Такое постоянное распоряжение, а именно в этом заключается главная функция любого языка, освобождает язык от постоянной необходимости придумывать средства выражения и выразительности в тот момент, когда это требуется. Важным при анализе концепта является тот факт, что он выделяется как в коллективном, так и в индивидуальном сознании.

В ряде исследований по проблемам эмотивности и концептологии Ю. В них доминируют ценностные и образные элементы концепта. Они формируют эмоциональное пространство текста, которое содержит определенную эмоциональную информацию, организованную в определенную модель эмоциональной ситуации или, в другой терминологии, сценарий эмоций. Язык рассматривается как инструмент преобразования концептуализированных смыслов в текстовые семантические структуры языковых единиц порождение текста и последних в смыслы перцепция текста.

Его наличие в человеке неотъемлемо, поскольку страх является частью его строения. Он такой же, как и другие формы проявления инстинкта самосохранения, как например, любовь к лидерству, самозащита и другие, и даже похож на формы проявления других инстинктов, как религиозность, то есть поклонение, продолжение рода. Для его проявления необходим внешний фактор — возбудитель, вызывающий страх, а если отсутствует этот фактор — страх абсолютно не проявляется.

Этот фактор бывает либо объектом в материальном виде , ощутимым через чувствительные органы или же мыслью, связанной с этим объектом или касающейся его. Страх — это одна из множества проблем, к тому же опасных, из—за которой народы переживают упадки, деградации, а слабые из них страдают унижением, отсталостью.

Невербальные маркеры выражения эмоционального концепта"страх"

Додаток Е , а саме: СР з СД — безстрашний [, с. Так, СД — , налякати когось, наповнити раптовим почуттям страху [, с. Наприклад, — наповнити жахом [, с. Лексеми , , , , , [, с. [, .

люди очень сильно поменялись внутренне, и у них пропал страх смер- ти. цифіка концепта Самості як центральної архетипної форми мента- льності індивіда [1]. емоційний відгук на рекламне повідомлення.

Это то, на что мы реагируем страхом, тревогой, обеспокоенностью сразу, не задумываясь с этим страхом бороться тяжелее всего, поскольку он не поддается рационализации и интеллектуальному анализу; на него возможно влияние лишь с помощью волевых усилий. Стимулы, производные от естественных: Это те стимулы, перед которыми страх несознателен, но мы его иногда стремимся объяснить и устранить с помощью компенсации и самореализации.

Культурные стимулы, которые при более близком рассмотрении оказываются связанными и с естественными детерминантами, замаскированными разными формами неправильного толкования, рационализацией, проекцией, например: Концепты актуализируются в языковой практике, воплощаются в текстах, с опорой на какие исследователи строят свои описания. Бесспорно, актуализация концепта зависит от его семантики и структуры, потому что является их развертыванием.

Однако, между концептом и его актуализацией нет тождественности.

«Реализация концепта страх в сценариях городской легенды ...»

При исследовании концептов базовых эмоций человека мы пришли к следующим выводам. Одним из типов пара- 90 дигматических отношений, характерных для предикатов эмоций, является синонимия. В русском и французском языках для репрезентации функции субъекта базовых эмоций человека приспособлены денотативно ориентированные слова: В русском и французском языках причина базовых эмоций человека может быть выражена эксплицитно и имплицитно.

17 лип. пов"язаних із ним концептів). Ми вже .. емоційний пост у Фейсбуці, який ви- кликав у Чебрецем і потом, страхом і сонцем просяклі дні.

Данная эмоция постоянно и активно переживалась не только древним, не умеющим себя защитить от природы человеком, пребывающим в перманентом состоянии ожидания опасности, но она стабильно сопровождает и нас, современных, цивилизованных людей, освоивших окружающий мир, познавших его замысловатые причинно-следственные связи.

Его переживание человеком психологически и витально необходимо; он есть форма защиты и способ сохранения человеческой популяции. Всякий из нас, думается, как минимум на иррационально-бытовом уровне, согласится со ставшим сегодня тривиальным утверждением немецкого историка-этнографа К. В античные времена примитивному сознанию архаичного человека было в целом чуждо чёткое осознание действительных причин, вызывающих страх.

Происхождение страха связано с неизвестностью, непониманием, человеческим неумением объяснить происходящие вокруг него события, события, к которым он имел определённое отношение. Неспособность наших предков видеть причинно-следственные отношения в мире детерминировала сам характер страха. Наиболее тесные отношения человека с природой были характерны, как известно, для эпохи варварства Гуревич Зависимость людей того времени от природных явлений чётко проявляется в её культуре, в тех образах, которые создавались народным примитивным творчеством.

Ряд лингвистов и культурологов Веселовский , с.

1.2.1. Эмоциональный концепт - «страх»

Скачать электронную версию Библиографическое описание: Уфа, июнь г. При изучении концепта как когнитивного сегмента картины мира лингвоконцептологи акцентируют свое исследовательское внимание на его ценностной составляющей, выявляя тем самым систему приоритетов того или иного социума.

Перший емоційний сигнал у тексті “ Люблю чернігівську дорогу” .. номінують емоційний концепт FEAR, та визначено частотність їх вживання у романах.

Лингвокультурологический и когнитивный подходы в исследовании легенды ……………………………………………. Основные направления в изучении легенды………………………. Соотношение легенды и основных видов мифологических повествований ……………………………………………………………………………………… 1. Соотношение легенды и сказки, легенды и мифа……………………… Соотношение легенды и былички, легенды и слуха…………………….. Психологические источники городской легенды …………………………. Особенности городской легенды …. Роль города в формировании городской легенды ………….. Интернет городская легенда как развитие городской легенды…… ВВЕДЕНИЕ Диссертация посвящена проблеме изучения лингвистических особенностей городской легенды в дальнейшем — ГЛ как трансформации традиционной легенды и мифологического мышления в современных условиях.

ГЛ рассматривается в работе также и с позиций влияния базовых концептов мышления на язык, проблемы их отражения в обыденном массовом сознании в результате глобализации языка в целом.

Эмоциональный концепт"страх" в английской и русской лингвокультуран

Крупнейшая коллекция рефератов Предлагаем вам крупнейшую коллекцию из рефератов! Вы можете воспользоваться поиском готовых работ или же получить помощь по подготовке нового реферата практически по любому предмету. Также вы можете добавить свой реферат в базу. Исследования концептуальных метафор в количестве выражений: В целом метафорическое восприятие страха представителями английской и русской лингвокультур совпадает 9 из 14 выделенных моделей.

Особенно значимые характеристики страха проявляются в следующих моделях:

Вербализация концепта страх в русском языке отражает все физиологические и психологические процессы, происходящие с человеком.

Узнай стоимость написания твоей работы Эмоциональный концепт: Дается определение понятию эмоциональный концепт. Выделяются основные трудности усвоения иностранными студентами эмоциональных концептов. В последние годы стал актуальным вопрос исследования эмоций в отечественной, а так же и в зарубежной лингвистике, что позволяет говорить о лингвистическом подходе к изучению понятия эмоция Л. Многие научные работы, посвященные этому вопросу, говорят о том, что языковое выражение эмоций исследовано недостаточно [6: Эмоции отражают отношения между желаниями и их реализацией, результатами деятельности и мотивами, отвечающей этим мотивам, т.

Поскольку тема эмоций всегда представляла интерес для ученых различных научных дисциплин: Анализ научной психологической литературы показал, что эмоции отличаются: В исследованиях ученых-психологов выделено, что эмоции выполняют три важные функции: Изард дает следующее определение эмоции: Эмоция - это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия [5: Рубинштейна, эмоции можно охарактеризовать и описывать в феноменологическом плане несколькими особенно отличительными признаками, одним из которых он называет полярность, то есть обладание положительным или отрицательным знаком.

Оба полюса не являются обязательно внеположными.

Быстрая помощь студентам

Статья посвящена выявлению номинативных и коммуникативных средств отображения различных типов невербальных реакций персонажей текста, которые испытывают эмоцию страха. Реализация цели предполагает решение следующих задач: Работа является продолжением исследований в области невербального выражения эмоций, в частности в тексте, таких ученых, как С. Янова и др [1, 4, 6; 9; 11].

ється перед очима, викликає страх і напружене очі- . ється найменшою кількістю концептів: FEAR Емоційний стан художніх персонажів відобра-.

Концептуализация базовых эмоций человека на материале русского и французского языков. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: Эмоциональные концепты в немецкой и русской лингвокультурах. От концепта к слову: Понятие"концепт" в лингвистических исследованиях. Ключевые идеи русской языковой картины мира. Языки славянской культуры, - ц. , . . , - ,Источники примеров и принятых сокращений Приложение Введение В лингвистическом мире все больше внимания уделяется изучению проблем эмотиологии взаимосвязи языка и эмоций.

Fear The Concept - American Nightmare (Ft. Justin Johnson)