О смыслах понятия «толерантность»1

На основе этого блока утверждений был сконструирован обобщенный показатель этнической толерантности ОПЭТ. Все остальные респонденты были объединены в группу с неопределенным уровнем толерантности. В результате, опрошенные разделились на пять групп. То есть, для русских школьников Москвы характерной может считаться хотя и очень умеренная, но все же толерантная позиция по отношению к другим народам. Анализ распределения ОПЭТ анализ по полу и возрасту показал, что между юношами и девушками, а также между учащимися разных классов существуют определенные различия. Что касается влияния возраста на ОПЭТ, то выявилась любопытная закономерность. Однако в самом старшем классе все неожиданно возвращается к исходному состоянию:

О СМЫСЛАХ ПОНЯТИЯ"ТОЛЕРАНТНОСТЬ"

Методика диагностики общей коммуникативной толерантности 75 Введение В настоящее время во всем мире наиболее остро стоят проблемы терпимости людей по отношению друг к другу. Это продиктовано процессами глобализации, которые так или иначе делают общество мультикультурным, нередко создавая очаги напряженности — будь-то конфессиональной, этнической, расовой и т.

Примеры конфликтности мы можем наблюдать в самых разных частях земного шара, вплоть до таких стран, чьи демократические ценности не вызывают у подавляющего большинства исследователей никаких сомнений. Российская Федерация — многонациональное государство.

определения, в котором «этнические фобии» и «неприязнь к мигран- там» используются как синонимы. Подобное избирательное использование.

Коллективная монография , 1. Этническая толерантность как условие конструктивного типа межэтнического взаимодействия В современном мире все большее значение приобретает этнический аспект толерантности. Кризис в нашей стране показал, что одной из самых уязвимых сфер человеческих отношений в трансформирующемся поликультурном обществе является сфера отношений между различными этническими группами.

История исследований проблематики межнациональных отношений, межэтнической конфликтности в нашей стране насчитывает около двадцати лет. Вместе с тем, до сих пор этническая толерантность личности как проблема и предмет психологического исследования определена нечетко. В проанализированной нами научной литературе этническая толерантность, как целостное психологическое явление, изучена недостаточно последовательно; психологические факторы развития этнической толерантности личности в поликультурной среде остаются пока еще слабо разработанными.

Тем самым, возникает противоречие между очевидной актуальностью проблемы и фактическим уровнем ее разработанности в психологической науке, между конституционно закрепленными мерами, предусматривающими ответственность за разжигание межнациональной розни, и отсутствием комплексного подхода по оптимизации межэтнического взаимодействия в поликультурной среде, недостаточному учету психологических факторов успешного развития этнической толерантности личности.

Под межэтническими отношениями традиционно понимаются субъективно переживаемые отношения между людьми разных национальностей, между этническими общностями, которые проявляются в установках и ориентациях на межэтнические контакты в разных сферах взаимодействия, в национальных стереотипах, в настроениях и поведении, поступках людей и конкретных этнических общностей. Именно в эту область в первую очередь проецируются экономические, социальные и политические проблемы [19, с.

Они приобретают этническую форму и доставляют обществу немало хлопот, приводя к возникновению межэтнической напряженности, локальных межэтнических конфликтов, росту этнических миграций. Межэтническая напряженность зависит от ряда факторов: Выделяют следующие явления и процессы, существенно влияющие на формирование и усиление межэтнической напряженности: Эти представления бывают вызваны самыми разными причинами, в том числе отождествлением всего народа с наиболее часто встречаемыми его представителями [19].

Нравится Ксенофобия существует ровно столько, сколько существует человечество. Несмотря на то, что ее объекты в течение долгого времени меняются, психологический механизм ксенофобии универсален. Сегодня мы наблюдаем жесточайшее обострение межнациональных противоречий. Нарастание ксенофобии является едва ли не самой обсуждаемой проблемой как в России, так и во всем мире и одной из наиболее острых и болезненно воспринимаемых социальных проблем.

Выполняя функцию изоляции, ксенофобия мешает развитию конструктивного межкультурного диалога и тормозит прогресс человечества. Ее проявления чреваты насилием, конфликтами, конфронтациями, терроризмом.

обострению этнических фобий и даже к межэтническим конфликтам. Исходя из этого, можно говорить об этнической толерантности как о . Результаты проведенного исследования можно представить следующим образом.

фобии традиционно рассматривались в рамках навязчивых состояний, относящихся к расстройствам мышления. Навязчивые явления описывались еще в г. Несмотря на критическое отношение к подобным явлениям, избавиться от них человек не может. Касаясь дифференциальной диагностики, Карвасарский отмечает, что клиническая картина невроза навязчивых состояний представляет четко очерченный комплекс невротических расстройств, возникающих психогенно реактивным путем и укладывающихся в незначительное количество синдромов: Большинство отечественных авторов придерживаются несколько иной классификации навязчивых состояний и выделяют три основных синдрома: Имеющие место в картине невроза навязчивых состояний аффективные нарушения, как правило, не выходят за рамки депрессивных реакций, коррелируют с интенсивностью навязчивых проявлений и не имеют признаков аффективных фаз, характерных для эндогенных заболеваний.

Началом систематического изучения фобий принято считать г. Этот автор полагал, что в основе навязчивых явлений лежит расстройство мышления, в то время как причиной их считал нарушения эмоций.

Вы точно человек?

Этноконтактная ситуация в Москве Уровень ксенофобии и этносоциальная конфликтность в мегаполисе Исследование соотношения ксенофобии и толерантности в общественном сознании российского мегаполиса. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

евреям и немцам. К таким выводам в ходе совместного исследования пришли Этнические фобии. Однако реакция на кандидатов.

О масштабах и механизмах формирования этнических предрассудков Небывалый рост этнофобий в России - тема, не обойденная вниманием. Однако, как всегда, новое явление обрастает слухами, появляется и большое количество скороспелых исследований, зачастую искажающих реальную ситуацию, а главное - затрудняющих понимание сути явления. О реальных масштабах ксенофобии и некоторых закономерностях динамики этого процесса можно судить по материалам двенадцатилетнего социологического мониторинга ВЦИОМ гг.

Крайний негативизм за все эти годы проявляется лишь к чеченцам и цыганам - это единственные группы, негативное отношение к которым демонстрируют более половины респондентов. При этом к чеченцам такое отношение фиксируется с г. Как оказалось, такой, сравнительно слабый негативизм относится к двум совершенно разным типам этнических общностей. Это этнически родственные для русских группы, например, украинцы, негативные оценки к которым обозначают нижние самые слабые пороговые значения этнофобии.

Это группы, с которыми подавляющее большинство россиян никогда не встречались и оценивают их только на основе информации, почерпнутой из массмедиа. По отношению к этим группам можно говорить о сочетании двух взаимосвязанных факторов формирования этнофобий:

ВЦИОМ об этнической неприязни россиян

Оно наполняется своим особым смыслом, призванным быть единым для любого языка Земли. Мы полностью публикуем этот важный для нас документ см. В нем суть толерантности формулируется на основе признания единства и многообразия человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, уважения прав другого в том числе права быть иным , а также воздержания от причинения вреда, так как вред, причиняемый другому означает вред для всех и для самого себя.

Общее содержание понятия толерантности не исключает того, что в разных языках в зависимости от исторического опыта народов оно имеет различные смысловые оттенки.

воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные для исследования этнических фобий на протяжении XIX-. XXI вв., дать.

Актуальность диссертационного исследования Изучение проблем межэтнического взаимодействия приобрело особую актуальность вследствие миграционных изменений, вызванных распадом СССР. После распада Советского Союза экономическая привлекательность России стала важным фактором, способствующим большому притоку иммигрантов с территории бывшего СССР. Данный факт отмечают практически все исследователи миграционных процессов -Мукомель В. По величине миграционного прироста в х гг. Россия уступала только США и Германии.

Следует отметить, что последнее десятилетие века явилось периодом усиления миграционного притока во всех принимающих странах мира. Причем в большинстве из них его пик пришелся на первую половину х гг. Основными источниками иммиграционного потока в Россию являются страны СНГ и Балтии, из которых, по данным Федеральной Миграционной Службы Министерства внутренних дел России ФМС МВД России , о числе лиц, получивших разрешение на въезд и выезд на постоянное место жительство, за последние десять лет, начиная с года, прибыло порядка 7 миллионов долгосрочных мигрантов и переселенцев.

В то же время в обратном направлении выбыло порядка 2,2 миллиона человек. К настоящему времени ежегодное число долгосрочных иммигрантов, а также миграционный оборот в целом со странами СНГ заметно сократились. Миграционный прирост России за счет бывших советских республик уменьшился в году до тысяч человек, а с учетом оттока населения в дальнее зарубежье общий миграционный прирост составил порядка 70 тысяч человек. Стихийные перемещения людей и огромное число иммигрантов вносит кардинальные изменения в существующие межэтнические отношения, при этом формирование межэтнических взаимоотношений происходит в неблагоприятной миграционной обстановке.

Социальная фобия

Теоретические основы подростковой ксенофобии в основной школе Читать далее: Возрастные особенности детей подросткового возраста, склонных к дисгармоничному развитию личности 1. Люди более агрессивны по отношению к другой этнической группе, отличной от своей. Люди с расовыми предрассудками будут вести себя более агрессивно к представителям других этнических групп, чем кпредставителям своей этнической группы.

Объект исследования этническая идентичность старших подростков Предмет .. этнических фобий, повышению уровня этнической интолерантности.

Учебное пособие по курсам детской и подростковой патопсихологии, психологии отклоняющегося поведения, патопсихологии развития детского и подросткового возраста, медицинской психологии и дефектологии. У шестилетних детей симптомы тревоги встречаются среди девочек в два раза чаще, чем среди мальчиков, и эта диспропорция сохраняется в течение всего детства и подросткового возраста.

Однако эти данные следует интерпретировать осторожно, поскольку в качестве альтернативного объяснения нельзя исключить возможность того, что девочки более, чем мальчики, склонны говорить о своей тревоге. У подростков гендерные различия в тревожности нельзя объяснить одними лишь психосоциальными факторами, такими как стресс, низкая оценка собственной социальной компетентности или эмоциональная нестабильность.

Можно предположить, что большая частота распространенности тревожных расстройств среди девочек, чем среди мальчиков, может быть более связана с генетическими влияниями, нежели с гендерными различиями социальных ролей и опыта , . Исследование гендерной ролевой ориентации у детей с тревожными расстройствами обнаружило, что детская оценка собственной ориентации на мужскую гендерную роль т. Напротив, не было обнаружено взаимосвязи между детской оценкой собственной ориентации на женскую гендерную роль и боязливостью.

Это свидетельствует о том, что гендерная ролевая ориентация, особенно мужская, может оказывать существенное воздействие на развитие и сохранение страхов у детей. Немногочисленные кросс-культурные исследования взаимосвязи между культурально-этническими факторами и возникновением тревожных расстройств в детском возрасте не позволяют сделать определенных выводов.

Однако у афро-американских детей обнаруживается больше симптомов тревожности, чем у белых детей . У детей, принадлежащих к национальным меньшинствам или к малообеспеченным социальным группам, относительно редко выявляются определенные тревожные расстройства, например обсессивно-компульсивное расстройство. Среди детей, направленных на лечение тревожных расстройств, у белых чаще встречается отказ посещать школу, и для них характерны более острые формы проявления симптомов, а у афро-американцев чаще встречается посттравматическое стрессовое расстройство, и у них наблюдаются более разнообразные страхи С.

10 самых звездных фобий